я до сих пор не могу решить, хорошо это или плохо, что у всех частей экранизации разные режиссеры, но «Генрих IV» part 1 вышел совершенно отличным от «Ричарда II»; цветовое решение частей хроник весьма радует и подыгрывает персонажам, если в «Ричарде» все было красочно, сказочно и театрально под стать монарху, оторванному от реальности и увлеченному лишь идеями, но не настоящим, то в «Генрихе» глухие цвета: коричневые, серые и неразличимо грязные для Ист Чипа, холодные черные, глубокие синие для уставшего короля и его двора, и снова грязные белый, синий и кровавый для поля боя
дальше для тех, кто хочет дальшегерои прелестны: вспыльчивый Хотспер, похожий на Алекса из «Заводного Апельсина», спасибо ему за его акцент, себя самого и сцену с леди Кэт; принца Хэла из пьесы считала лицемерным и жестоким, а здесь он как будто почти хороший человек (и это нежное обращение к умирающему Перси), и здесь отчетливо заметно, как человек борется (по своему, но борется) с судьбой и как, в конце концов, сдается ей, чего только стоит перемена на лице Генри, когда его отвлекают от так усердно создаваемого иллюзорного мира вокруг любым упоминанием о дворе и том, кто он есть на самом деле (тема притворства вообще одна из основных для «Генриха IV»); король устал, король мучается чувством вины и боится повторить судьбу Ричарда от рук сына того, кто помог ему взойти на трон, король изможден и мечтает только оставить достойного наследника, а наследник тем временем играет в «отца и сына» с трактирным пьяницей; Фальстаф как будто недораскрылся или его недораскрыли, несмотря на все злобные взгляды (если бы не читала Шекспира, решила бы, что он ненавидит принца Генри, хотя от любви до ненависти же), но будет же еще часть, однако он уже не главный персонаж, за счет которого раскрывается и отражается история..
вообще было бы здорово не знать, чем все закончится, чтобы вздыхать и гадать, а так остается вздыхать и ждать
отдельно хочу посоветовать «Shakespeare Unlocked» с Джереми Айронсом, в передаче рассказывают про Шекспира (удивительно, правда?), съемки «Генрихов» и как оно было на самом деле, сильно запомнился и впечатлил момент, где Айронс рассказывал про смерть Генриха IV, которого принесли доживать в бывшие покои Ричарда, и король, скорее всего, смотрел на потолок, на котором в нескольких местах нарисована монограмма R, вот это ирония и еще несколько слов о второй части «Генриха IV»: чем дальше в лес, тем тоскливей волки и когнитивный диссонанс от все еще красивой картинки, но провисающего происходящего
короче говорякороче говоря, на мой взгляд хватают за сердце только сцены болезни короля и его размышления о былом (прошлое догоняет, рано или поздно, каждый платит за это чем-то своим: сном, мучениями совести, здоровьем; Генрих IV не худший, но и не лучший, он честно признает свои ошибки и смирился со своей судьбой, умоляя только сына не повторять его пути), ссора принца и короля из-за короны (чего таить, такие семейные ссоры, особенно ссоры с отцом, всегда захватывают и мучают меня, потому что все это очень личное, очень близкое, и Том и Джереми были в этой сцене великолепны донельзя: боль, отчаяние, любовь, ох-ох...), да сцена коронации с отречением молодого короля от прошлых увлечений и друзей (Фальстафа жалко, хочется отвести глаза, хоть умом и понимаешь: ведь заслужил, чертяка, заслужил; Генри твердо отрекается от него и всего порочного, что с ним связано, однако вот же он, стоит совсем близко и почти шепчет «А что же// Касается до средств к существованью, — // Чтоб, ради них, вы не пошли, пожалуй, // Еще на худшее, — вам содержанье// Назначил я, и если будет слышно,// Что вы исправились, приближу снова// Я вас к себе и дам вам назначенье// Приличное, смотря по вашим силам// И по способностям», и в этих словах не столько беспокойства из-за возможной смуты, сколько любви к своеобразному родителю, а родителей, как известно, не выбирают).
в остальном остались только эмоции «что это было вообще?»
с напряжением жду последней части...